Выбор фотоаппарата Polaroid Land Camera

Одним из интереснейших артефактов, который следует извлечь на поверхность из множества вымирающих стандартов аналоговых носителей, является пакфильм компании Polaroid (металлические кассеты размером 3х4 дюйма) для Polaroid Land Camera. Оригинальные кассеты Polaroid этого стандарта выдавали приемлемый результат только при условии, что удавалось удачно "балансировать на узком лезвии ножа", правильно выбрав экспозицию и время проявления на непросроченном фотоматериале. Некоторые фотоаппараты Polaroid Land Camera, предназначенные для съемки на пакфильм, были для своего времени относительно дороги (около 1000 долларов в сегодняшнем эквиваленте), не имели ряда необходимых по современным меркам функций (хотя автоматическая экспозиция с приоритетом диафрагмы в фотоаппаратах Polaroid Land Camera 100-ой серии была довольно-таки большим достижением), и имели размеры, далекие от компактных. Пакфильм Polaroid в качестве бытового фотоматериала умер скоропостижной смертью. Однако, он широко использовался в течение нескольких десятилетий в качестве профессионального инструмента для проверки композиции, освещения и экспозиции (большинство старых фотоаппаратов среднего формата поддерживали задники Polaroid для съемки тестовых фотографий).

Компания Fujifilm подобрала эту эстафетную палочку, выпустив свои цветные и черно-белые кассеты с чувствительностью 100, а также черно-белые кассеты с чувствительностью 3000, совместимые с кассетами Polaroid. Эти фотоматериалы по многим показателям лучше оригиналов от Polaroid. FP-100C, в частности, почти не чувствительна к перепроявке, допускает некоторую передержку при съемке, имеет длительный срок хранения и почти никогда не страдает дефектами неравномерной проявки. Также этот фотоматериал поставляется по 10 карточек в кассете вместо 8, как это было в кассетах Polaroid. Самое интересное, что кассеты FP-100C намного дешевле продуктов Polaroid, которые они заменяют. Правда, больше не выпускается фотоматериалов, которые дают готовую пару позитив-негатив. Тем не менее Fujifilm остается вне конкуренции, особенно при больших объемах заказа.

Оригинальные кассеты Polaroid имели проблемы с проявкой и выдавали искаженные цвета уже буквально на следующий день после истечения своего срока годности. Несмотря на это, энтузиасты до сих пор тратят большие деньги на Ebay на покупку просроченных кассет Polaroid для того, чтобы специально сделать "плохие" фотографии. Таково проявление модного нынче направления фотосъемки – ломографии.

Ограниченный выбор

Поговорим о выборе фотоаппарата для съемки на пакфильм Polaroid/Fuji. В качестве исходной посылки примем, что выбор инструмента для съемки мы постараемся осуществить, не полагаясь на свои чувства, а именно:

- мы с вами никогда заранее не узнаем, когда Fuji соберется прекратить выпуск своих кассет для Polaroid;

- линейка продуктов Fuji для стандарта пакфильм весьма ограничена;

- хотя вы постоянно мечтаете о фотоаппарате с ручным управлением выдержкой и диафрагмой, необходимо признать, что хорошо откалиброванный фотоаппарат с автоматической экспозицией обеспечит более высокий процент правильно экспонированных фотографий (о калибровке будет еще сказано ниже).

1.     По-настоящему большие и по-настоящему тяжелые фотоаппараты со сменной оптикой

Большая тройка фотоаппаратов, совместимых с кассетами стандарта пакфильм Polaroid это Polaroid 600SE (не путать с другими моделями 600-серии, которые рассчитаны на использование интегральных фотоматериалов типа 600), Mamiya Universal с задником Polaroid, Graflex XL с задником Polaroid. Они имеют самые хорошие видоискатели и оптику. Также они очень дороги. Эти камеры также могут снимать на фотопленку среднего формата (при наличии соответствующего адаптера для рулонной пленки типа 120). У них нет встроенного экспонометра, и они не требуют батареек для работы. Они имеют режим синхронизации Х для работы с электронной фотовспышкой. Вы сможете получить первоклассный результат, благодаря объективам, которые были разработаны в то время, когда выпускались фотоматериалы Polaroid типа позитив-негатив, которые позволяли осуществлять проекционную фотопечать с увеличением. Сегодня, когда "увеличение" ограничено размером 3х4 дюйма, оптика этих камер без сомнения представляет собой стрельбу из пушки по воробьям.

Polaroid 600SE

Mamiya Universal


Если вы хотите действительно хороший инструмент, который не требует никаких доработок, то обратите внимание на фотоаппарат Graflex Speed Graphic c задником Polaroid 405, который имеет адаптер для крепления размером 4х5 и совместим с кассетами стандарта пакфильм. Вы получите возможность макросъемки, подвижки и даже наводку на резкость по дальномеру. Плюс он еще и выглядит как великолепный репортажный фотоаппарат эпохи ретро (потому что он им является).

Graflex
Graphlex Speed Graphic

В конце концов, любой фотоаппарат, к которому можно приделать задник Polaroid, может быть использован для съемки на пакфильм. Фактически, если принять во внимание неидеальную геометрию фотоматериалов в кассетах и низкую точность их изготовления (которая, к сожалению, определяет положение негатива относительно фокальной плоскости объектива), то все прелести оптики 600SE и т.п. фотоаппаратов окажутся излишними.

2.     Polaroid Land Camera Automatic 180/ 190/ 185/ 195

Модели Polaroid Land Camera 180, Polaroid Land Camera 185 и Polaroid Land Camera 190 (для Европы – Polaroid Land Camera 180) имеют комбинированный видоискатель-дальномер Zeiss; модель Polaroid Land Camera 195 (также как и римейк модели Polaroid Land Camera 185 от компании NPC*) имеют раздельный дальномер и видоискатель производства Polaroid, который дает более светлое изображение, но менее удобен в работе. Преимущественно они имеют довольно-таки светосильные** японские объективы Tominon (кто??? ах, да, объективы для большого формата не должны быть чересчур хорошими …) с центральными затворами. Они имеют режим синхронизации "Х", что хорошо для съемки со вспышкой.

*) которая, вопреки названию является функциональным аналогом модели Polaroid Land Camera 195. Римейк от NPC представляет собой фотоаппарат с намного более надежной конструкцией и раздельным видоискателем и дальномером. Обозначение "185" вероятно вызвано ностальгическими ассоциациями для японского рынка. Если вы желаете приобрести оригинальную Polaroid Land Camera 185, то они встречаются на eBay по цене небольшого автомобиля. Не важно, через сколько лет после написания вы читаете эту статью. Цена на эту камеру, вероятно, осталась на том же уровне.

NPC 185
Polaroid Land Camera 185 (NPC)

**) для Polaroid. Объективы имеют светосилу от f/3.8 до f/4.5. Модель 185 имеет объектив Mamiya f/5.6. Известно, что фотоаппараты именно этой модели Эдвин Лэнд дарил своим друзьям. Готов поспорить, что объективы Mamiya дают намного более четкую картинку, чем несколько более светосильные объективы Tominon.

Polaroid Land 185
Polaroid Land Camera 185

Это фотоаппараты, которым можно доверять. Кроме того, они являются образцами выдающегося промышленного дизайна. Модель 180 выглядит довольно-таки элегантно. Однако, гены фотоаппаратов серии Polaroid Land Camera Automatic вылезают у нее наружу как веснушки и рыжие волосы (есть непроверенная информация из двух источников, что на складе в компании Polaroid есть запас комплектующих для конвертации модели 250 в 180 и модели 350 – в 190). Выдвижной механизм мехов и механизм фокусировки объектива по сравнению с фотоаппаратами Polaroid 110A/110B или Crown Graphic на вид более хлипкий; меха изготовлены из материала попроще*; зато видоискатель (если нормально отъюстирован) выглядит круто и работает хорошо. Таким образом, если фактор размера и веса для вас имеет значение, то за $350-400 это - лучший выбор.

*) полиуретан для моделей Polaroid Land Camera начального уровня; обрезиненная ткань для продвинутых моделей.

Обслуживание может быть связано с некоторыми сложностями, особенно это касается затвора. Более сложная, чем обычно конструкция затвора повышает стоимость его ремонта и затрудняет поиск квалифицированного мастера. Это не тот затвор,  работоспособность которого можно восстановить, впрыснув из шприца некоторое количество жидкости для заправки зажигалок. Если вы это сделаете, то я рекомендую сразу же сделать кадр со старой 200-вольтовой фотовспышкой, например, Vivitar 283, подключив ее к гнезду синхронизации. Вы уже сломали фотоаппарат – почему бы теперь не посмотреть, как он загорится в буквальном смысле? ;)

3.     Polaroid Land Camera Pathfinder 110A/ 110B/ 120

Исходно эти фотоаппараты были предназначены для съемки на рулонные фотоматериалы типа 40. Не будучи переделанными для съемки на пакфильм, они абсолютно бесполезны. Правда, перекупы-помоечники с eBay не в состоянии это постичь. Модель Polaroid Land Camera 110А имеет раздельные окуляры дальномера и видоискателя, а Polaroid Land Camera 110B – совмещенный дальномер-видоискатель с одним общим окуляром. Не путайте Polaroid Land Camera 110A и 110B с бесполезными Polaroid Land Camera 80, 80A, 80B, 95, 95A, 95B, 100, 110, 150, 160, 700, 800, 850, 900, J33, J66. Хотя эти фотоаппараты собраны на той же базовой платформе, в них отсутствует качественный объектив и ремонтопригодный затвор. Polaroid Land Camera 120 – хорошая камера, в сущности это Polaroid Land Camera 110B, сделанная в Японии. Модели Polaroid Land Camera 110A/B выпускались в то время, когда вещи в США еще старались делать прогрессивно и в расчете на долгий срок службы. Это большие, тяжелые фотоаппараты, для которых уже в течение нескольких десятилетий не выпускаются "родные" фотоматериалы. Их переделка для съемки на пакфильм всегда связана с применением ножовки и дремеля. После переделки камера остается большой, тяжелой и громоздкой, чтобы ее было удобно держать и фокусироваться. Кроме того, Polaroid Land Camera 110A/ 110B/ 120 не делают ничего такого, что не может Polaroid Land Camera 180. И эти переделки редко выглядят симпатично (исключения: работы Alpenhouse и polaroidconversions.com, которые производят продукцию с отделкой хорошего качества и в разных цветовых комбинациях). То, что объективы Ysarex, представляют из себя нечто особенное, потому что в них используется лантановая оптика, является современным мифом: они вошли в моду в 1950-е и 1960-е. Во многих современных высококачественных объективах лантановые стекла не применяются. Rodenstock в то время не производил высококачественную оптику в больших объемах. Объективы Ysarex представляет собой портированную версию того же объектива для системы 4х5 (фокусное расстояние 127 мм является нормальным для формата 4х5). По некоторым сведениям Polaroid использовал Ysarex потому, что они были недорогими при больших объемах заказа. Как много объективов Rodenstock вы помните в фотоаппаратах 1950-х и 1960-х? Могу поспорить, что не много …

Polaroid Land 120
Polaroid Land Camera 110B

Встречаются различные варианты переделки моделей 110A/B, включая использование задника от 600SE, который довольно существенно увеличивает размеры фотоаппарата. Также для переделки находят применение задники формата 4х5.

Как следует из сказанного выше, характеристики объективов 110A/B существенно выше, чем в фотоаппаратах Polaroid Land Camera Automatic, а выдвижной механизм имеет более высокое качество конструктивного исполнения. С точки зрения механики фотоаппараты моделей 180/ 190/ 185/ 195 тут безусловно проигрывают (за исключением римейка от NPC, который не такой элегантный, но более мужеподобный).

4.     Polaroid Land Camera Automatic 250/ 350/ 360/ 450

Мы будем называть их фотоаппаратами 100-ой серии. Все они имеют складной дизайн, просветленный стеклянный объектив (триплет) с фокусным расстоянием 114мм (около 40 мм в 35мм эквиваленте) и светосилой f/8.8; электронный затвор, который отрабатывает выдержки от 10с до 1/1200с; 6 возможных значений диафрагмы, которые выбираются путем установки значения чувствительности и одним из двух положений переключателя выбора сюжета. Корпус изготовлен из нержавеющей стали.

Polaroid Land Cameras

Polaroid Land Camera Automatic 100-ой серии имеют 2 важных возможности, которые не свойственны фотоаппаратам с ручным управлением: очень высокие максимальные скорости срабатывания затвора и большой диапазон возможных экспозиций. В зависимости от модели вы можете получить фотоаппарат с механическим или электронным таймером для отсчета времени проявления, ни один из которых, правда, не будет работать с фотоматериалами Fuji, имеющими длительность проявления 3 минуты, фотовспышку на одноразовых лампах  (Polaroid Land Camera 450) или электронную фотовспышку (Polaroid Land Camera 360). За исключением Polaroid Land Camera 360, эти фотоаппараты не предназначены для съемки с помощью электронной фотовспышки, но  минимальными усилиями они могут быть адаптированы для синхронизации в режиме "Х".

Эта категория включает в себя также фотоаппараты модели Polaroid Land Camera 100, 440 и т.п. Однако, по причине отсутствия некоторых важных черт трата времени, чтобы привести их в рабочее состояние не представляется целесообразной.

5.     Все остальные

Polaroid выпускал много разных вещей, которые могут быть охарактеризованы словом "барахло": это различные комбинации пластиковых линз, фокусировки по зонам, вспышки с одноразовыми лампами (но все они дешевле и снимают лучше, чем Holgaroid …) Все эти фотоаппараты со своей минимальной ценой выглядят так, как будто их специально разработали только с одной целью – продать как можно больше кассет Polaroid*

*) Был ли некий сарказм в названиях моделей фотоаппаратов Polaroid? Я имею ввиду, например, какой "Reporter" использовал бы складную камеру с фокусировкой по зонам, в которой применяются одноразовые лампы-вспышки? Был ли Square Shooter разработан только для того, чтобы снимать широкоплечих девушек, у которых фигура не имеет бедер? Некоторые названия говорят сами за себя: "Big Swinger" очевидно был разработан с некоторыми возможностями для фотосъемки оргий. Сообщите мне, пожалуйста, если вам станут известны конкретные подтверждения этих фактов.

Konica выпускала свой фотоаппарат Instant Press, а Fuji свой FP-1 Fotorama. Эти японские фотоаппараты дорогие и больше всего имеют общего  с Polaroid Land Camera 110A/B, чем с другими.

Fuji Fotorama
Fuji FP-1 Fotorama
Konica Instant Press
Konica Instant Press

Смерть по расписанию

Поговорим о фотоаппаратах 100-ой серии (Polaroid Land Camera 250, 350, 450 и другие подобные фотоаппараты с автоматической экспозицией). Многие (большинство) продавцов на eBay не имеют представления, как проверить их работоспособность. Они покупают их на гаражных распродажах, щелкают затвором и продают с пометкой refurbished (восстановленный) или converted (переделанный). Эти перекупы могут быть легко вычислены по их никам на eBay и по некоторым формулировкам в описании аукционов ("I don't know much about cameras, but this works..."). Они могут утверждать, что не смогли протестировать фотоаппарат, т.к. кассеты и батарейки к ним больше не производятся (оба этих утверждения – неправда). Держитесь от этих людей подальше. Вы можете заплатить порядка $60-70 и получить неработоспособную камеру, заплатить за несколько упаковок кассет и батарейки, чтобы протестировать ее, а затем потратить еще немного, чтобы отправить ее обратно продавцу. Если вы серьезно намерены приобрести работоспособную камеру, то, возможно, вы заплатите несколько больше одному из проверенных продавцов с хорошей репутацией (например, Option8 на eBay).

Рассмотрим по порядку возможные причины выхода из строя фотоаппаратов Polaroid Land Camera 100-ой серии.

Во-первых, система автоматического определения экспозиции во всех этих фотоаппаратах основана на использовании кадмиево-сульфидных (CdS) элементов, которые со временем выходят из строя, пропуская слишком большой ток при низком освещении. Это приводит к непрерывной зарядке конденсатора фотоэлектрического затвора, вызывая недоэкспонирование при съемке. Это достаточно распространенная проблема, так что даже Polaroid включил ее описание в свой сервис-мануал уже через 10 лет после начала выпуска этих фотоаппаратов. Представьте себе, что сейчас возраст этих фотоаппаратов уже превышает 40 лет. Поиск нового CdS элемента на замену скорее всего ни к чему не приведет. Иногда деградацию CdS элемента возможно скомпенсировать регулировкой L-D на фотоаппарате, иногда пределов этой регулировки недостаточно.

Во-вторых, сопутствующей проблемой является то, что эти фотоаппараты были рассчитаны на применение ртутно-цинковых батареек (обозначение PX-"бла-бла-бла" исходно означало применение ртути). Ртутные батарейки имеют относительно постоянное напряжение, которое практически не меняется по мере разряда батарейки. Фотоаппараты Polaroid Land Camera не были рассчитаны на применение литиевых батареек напряжением 3,3 вольта (распространенная переделка на CR123A).  Каждая лишняя десятая доля вольта лишь способствует недодержке при съемке. Это нелинейная ошибка. Сильнее всего она проявляется при низкой освещенности.

В-третьих, вещи стареют. Электролит вытекает из батареек. Особенно много грязи может вызвать утечка электролита из ртутных или угольно-цинковых батареек. Это приводит к коррозии клемм и проблемам при работе даже со свежими батарейками. Меха изнашиваются (не так сильно, как кожа). На линзах может появиться грибок (довольно редкое явление, т.к. Polaroid применял в основном синтетические "кожаные" материалы, которые не впитывают влагу из воздуха, вызывающую появление грибка). Щелочные химикаты, входящие в состав проявляющей пасты, могут вызвать довольно интенсивную коррозию каркаса, к которому крепятся ролики.

Советы по использованию

Если вы являетесь счастливым обладателем одной из этих камер и хотите знать, как привести ее в рабочее состояние, то у меня есть для этого программа действий, состоящая из 12 пунктов.

1)    Не беспокойтесь о времени проявления. Электронный таймер на старых фотоаппаратах Polaroid Land Camera не обеспечивает отмеривание промежутков времени, необходимых для проявки FP-100C. При пониженной температуре время проявления должно быть больше 3 минут и затем фотоматериал требует еще 3-4 часа до момента полного высыхания, в течение которого отпечаток становится несколько темнее (порядка ½ ступени). Достаточное время проявления и сушки является необходимым условием для оценки состояния фотоаппарата.

2)    Купите и используйте только новые батарейки. Для 3 вольтовых фотоаппаратов Polaroid Land Camera вы можете использовать 2 ААА элемента, установленные в держатель батарейного отсека от карманного фонаря, или переделать фотоаппарат на литиевые батарейки CR123A. Переделку может произвести любой, у кого есть минимальные навыки пайки. Независимо от выбранного вами варианта вы должны своевременно заменять батарейки, не допуская существенного падения их напряжения. Помните, что эти фотоаппараты рассчитаны на использование батареек, напряжение которых практически не изменяется по мере разряда, а в инструкции к фотоаппарату было указано о необходимости их ежегодной замены.

3)    Чистите ролики после каждой замены кассеты. Ролики изготовлены из нержавеющей стали и часто загрязнены засохшей проявляющей пастой. Проявляющая паста в кассетах Fuji не такая едкая, как в оригинальных кассетах Polaroid, но также может вызвать коррозию стальных деталей.

4)    Прижмите как следует с силой плоские пружины на внутренней стороне задней крышки фотоаппарата перед зарядкой в него первой кассеты. Кассеты Polaroid имели тонкий металлический корпус; кассеты Fuji имеют более гибкий корпус из пластика. Старые кассеты Fuji имели плоскую заднюю часть, которая деформировалась этими пружинами. Это часто вызывало замятие в фотоаппарате "бонусных" кадров номер 1 и номер 2, которых не было в оригинальных кассетах Polaroid. Новые кассеты Fuji имеют вырезы. Благодаря этому нет необходимости полностью удалять пружины на задней крышке фотоаппарата, чтобы предотвратить замятие черной бумажной защитной ленты (ракорда) и первых двух кадров.

5)    После зарядки кассеты расправьте белые ярлычки. Когда вы заряжаете кассету, сперва установите на свое место ее левую сторону, затем правую. Белые ярлычки должны свободно свисать снаружи справа. Расправьте их легким движением.

6)    Перед тем как вы полностью закроете заднюю крышку фотоаппарата, вытяните черный ракорд на 2-3 см. Потом это вам позволит удобнее за него ухватиться, чтобы полностью его удалить, когда вы закроете заднюю крышку. Не бойтесь засветки первого кадра – эта черная бумага практически полностью оборачивает кассету.

7)    Сделайте снимок. Помните, что "открытая" диафрагма в этом фотоаппарате составляет f/8.8, что очень мало для съемки с рук. Так что задержите дыхание во избежание получения смазанных снимков. Продолжайте нажимать на спусковую кнопку затвора до тех пор, пока не услышите второй щелчок, и рычаг взвода затвора не придет в исходное положение. Если вы отпустите палец раньше, то снимок может получиться недоэкспонированным.

8)    Дождитесь окончания проявления. Если вы снимаете серию кадров, то не разделяйте снимки до тех пор, пока не снимете последний кадр в серии. Затем подождите 3 минуты и разделите позитивы и негативы последовательно по порядку (обратите внимание на цифры, которые проштампованы на обратной стороне каждого снимка).

9)    Не делайте моментального заключения о правильности экспозиции. Как было указано в п.1 подождите достаточное время после отделения позитива до внесения корректировки L-D на фотоаппарате.

10) Используйте коррекцию экспозиции L-D. У вас есть достаточный диапазон, чтобы сделать снимки светлее на 2 стопа (увеличение экспозиции в 4 раза) и темнее на 1 стоп (1/2 экспозиции). В старые времена параметры кассет Polaroid не были достаточно стабильными и на каждой кассете было напечатано рекомендованное значение поправки ("one small mark" to "lighten", например). Несмотря на высокую стабильность параметров кассет Fuji с учетом нелинейного характера системы замера экспозиции фотоаппаратов, вам необходимо понимать это.

11) Купите вспышку, если собираетесь фотографировать в помещении. Все фотоаппараты Polaroid Land Camera 100-ой серии имеют режим синхронизации "М", который означает, что камера будет поджигать одноразовую лампу-вспышку за 20 мс до полного открытия затвора. Это сделано потому, что одноразовые вспышки, содержащие кислород и магниевую фольгу, не достигают максимальной яркости мгновенно.

Хотя фотоаппараты Polaroid Land Camera 400-ой серии используют одноразовые лампы-вспышки типа Hi-Power, рассчитанные на синхронизацию в режиме "Х", в действительности на этих фотоаппаратах нет такого режима. По слухам некоторые тестировали эти фотоаппараты и пришли к выводу, что они работают с электронными фотовспышками. Однако, наблюдение через объектив с обратной стороны фотоаппарата при открытой задней крышке в момент срабатывания фотовспышки показывает, что пятно изображения не имеет форму окружности – это является первым признаком неправильной синхронизации. Вообще говоря, при использовании старой электронной вспышки на полную мощность на это обстоятельство можно не обращать внимания (это дает более длинную по времени вспышку, которая перекрывает время, когда затвор находится в полностью открытом состоянии). Однако, в таком случае эффективная мощность вспышки будет существенно меньше, чем вы ожидаете, а также вы не всегда получите равномерную экспозицию по всему полю кадра.

Но есть хорошая новость – для переделки фотоаппарата Polaroid Land Camera 100-ой серии на синхронизацию в режиме "Х" требуется всего лишь подогнуть медный пружинный контакт в затворе, одновременно контролируя через объектив форму пятна изображения с современной электронной вспышкой. Для того, чтобы выполнить эту операцию, требуются лишь минимальные навыки работы с механикой.

12) Изучите фотографические характеристики используемого материала. Fuji FP-100 практически не допускает недодержку и имеет довольно-таки холодную тональность цветопередачи. Это дает возможность делать фотографии с хорошей цветопередачей при дневном освещении. Будьте внимательны при съемке в тени. Устранить холодный  оттенок поможет коррекционный светофильтр типа 81А (на забудьте увеличить экспозицию на одно маленькое деление на кольце регулировки L-D). Обратите внимание, что холодный оттенок иногда уходит сам по себе по мере высыхания отпечатка.

Калибровка встроенного экспонометра

1)    Найдите подходящий материал для изготовления ND (нейтрального) фильтра. Можно использовать канцелярскую папку для документов, изготовленную из полупрозрачного пластика. Вооружитесь ножницами и приготовьте пару новых кассет. Установите в фотоаппарат свежие батарейки того типа, которым планируете потом пользоваться.

2)    Установите корректор L-D в среднее положение. Сделайте фотографию стандартного сюжета при ярком дневном освещении. Проявите. Подождите. Скорее всего, она будет слишком темная. Возьмите полупрозрачный материал и вырежьте из него ножницами кружок подходящего размера, чтобы закрыть отверстие CdS светочувствительного элемента (не объектив!). Сделайте снимок. Проявите. Подождите. Если снимок опять слишком темный, добавьте еще один слой полупрозрачного материала и повторите тест. Например, на моем фотоаппарате потребовалось установить ND-фильтр, состоящий из 3 слоев полупрозрачного материала.

3)    Затем сделайте снимок в тени. Фотографируйте с установленным ND-фильтром. Возможно, что снимок опять получится слишком темным и с холодным оттенком. Тут нет ничего удивительного – большие выдержки и низкая освещенность объекта съемки вызывают потерю чувствительности фотоматериала и сдвиг цветовой температуры FP-100C (это документировано производителем, но в реальности этот эффект проявляется даже несколько сильнее, чем на приведенных Fuji диаграммах). Установите корректор L-D в положение +1 и попробуйте снова. Если вы сможете добиться нормального результата в пределах диапазона регулировки +2, который обеспечивает фотоаппарат, то все в порядке. Если вам необходимо скомпенсировать холодный оттенок – установите на объектив коррекционный фильтр типа 81А.

Обратите внимание, что FP-3000B (черно-белые) не обладают настолько выраженной потерей чувствительности при низкой освещенности и, само собой, у них нет проблем с цветопередачей. Таким образом, когда вы откалибруете встроенный экспонометр при дневном освещении, с экспозицией все будет нормально и при других условиях освещения. Будьте внимательны при съемке на эти кассеты – они не переносят передержку.

4)    Почему мы поступаем таким образом? С незапамятных времен фотоаппараты Polaroid Land Camera были предназначены для съемки при дневном освещении или с фотовспышкой (вспомните максимальную диафрагму f/8.8). Цветные кассеты имеют наилучшую цветопередачу при съемке с выдержкой 1/60с или короче. Несмотря на то, что эти фотоаппараты могут отрабатывать длинные выдержки (до 10 секунд), цветной фотоматериал на это не рассчитан -  по крайней мере, без внесения существенной коррекции. Кстати, это одна из причин, по которой имеет смысл всегда, даже на улице, снимать на цветные кассеты при полностью открытой диафрагме. Диафрагма f/17 при установке переключателя сюжетов в положение "bright sun" для чувствительности 75 (FP-100C) приводит к тому, что за исключением солнечных дней, значения выдержки будут колебаться в области сдвига экспозиции/цвета и давать смазанную картинку.

5)    Обратите внимание, что описанная выше калибровка дает верный результат только для данной конкретной камеры и типа установленных батареек.

6)    Если вы сталкиваетесь с постоянной передержкой, то можно установить обычный ND-фильтр за объективом и использовать аналогичную процедуру калибровки.

Теперь вы можете пойти и сделать на свою Polaroid Land Camera фотографию блондинки с татуировкой на спине (у нее ведь нет парня?). Только теперь результат будет зависеть от вас, а не от дряхлого фотоаппарата. После чего вы сможете сделать "лифт эмульсии" – это и есть та причина, по которой вы не использовали Instagram, да? ;)

По материалам сайта dantestella.com

Обсуждение статьи в сообществе Polaroid Land Camera